Проект «Таланты в регионы» — это экспорт образования МФТИ в регионы России

Проект «Таланты в регионы» — это экспорт образования МФТИ в регионы России

— Проект «Таланты в регионы» — это в некоторой степени экспорт образования МФТИ в регионы России. При всей социальной значимости проекта — нет ли в этом риска размывания Системы Физтеха и снижения потока абитуриентов непосредственно к нам?

— Реализация проекта «Таланты в регионы» не противоречит тем принципам, на которых основана система Физтеха, ведь она ориентируется на индивидуальный подход к каждому студенту и передачу ему от научных сотрудников как фундаментальных, так и практико-ориентированных знаний, необходимых для решения современных технических задач. В силу ограниченного количества мест для приема мы не можем принять в свои ряды всех талантливых абитуриентов, ежегодно претендующих на поступление в наш вуз.

Статистика показывает, что средний балл ЕГЭ в 2021 году среди студентов, поступивших в вуз-партнер на совместную образовательную программу с МФТИ, значительно выше проходного балла на соответствующие направления подготовки по общему конкурсу. Значит, те студенты, которые стремились к поступлению на Физтех, но вследствие большого конкурса не смогли этого сделать, могут уверенно идти в высшее образовательное учреждение своего города, не потеряв при этом возможность учиться у преподавателей Физтеха по эксклюзивной совместной программе двух вузов.

Более того, проводя обучение по сетевым образовательным программам в регионах, мы расширяем возможности тех студентов, что приобретают знания и компетенции, которые могут понадобиться им при поступлении в магистратуру, в том числе на Физтех.

— Первый набор региональные вузы на сетевые программы прошел уже в прошлом году. Какие первые итоги можно подвести? Есть ли сложности, которые не удалось спрогнозировать в начале проекта?

— Программа нашла отклик среди представителей региональных вузов. Уже в прошлом году мы начали сотрудничать с Дальневосточным федеральным университетом, Мурманским государственным техническим университетом, Пермским государственным национальным исследовательским институтом, Рязанским государственным радиотехническим университетом им. В. Ф. Уткина и Уфимским государственным авиационным техническим университетом. Студенты, прошедшие отбор на сетевую образовательную программу, с 1 сентября 2021 года начали обучение и уже прошли первую промежуточную аттестацию. Им был предоставлен доступ к системе дистанционного обучения lms.mipt.ru, посредством которой происходит выдача заданий и их проверка, проводятся консультации.

В рамках взаимодействия с региональными вузами МФТИ начал сотрудничать еще и с крупными региональными работодателями промышленной и IT-сферы, заинтересованными в привлечении молодых квалифицированных кадров.

Говоря о трудностях: всегда есть преграды, возникающие при запуске чего-то нового. По большей части проблемы, с которыми мы столкнулись, связаны с непроработанным нормативно-методическим обеспечением реализации сетевых образовательных программ, но это рабочие моменты, которые мы вместе с вузами-партнерами решаем в ходе сотрудничества.

— Реализация проекта «Таланты в регионы» интегрирована в стратегию развития института. Какие ключевые показатели должны быть достигнуты до конца года и какое развитие вы планируете в перспективе?

— МФТИ стремится закрепить свои лидерские позиции в науке и образовании, Физтех — это кузница по подготовке технологических лидеров. Наша работа в рамках проекта «Таланты в регионы» направлена на сохранение талантливой молодежи и молодых специалистов в регионе.

Сеть наших партнеров расширяется. Согласно стратегии, к 2030 году количество вузов, в которых реализуется проект распределенного бакалавриата «Таланты в регионы», должно составлять не менее 25. В рамках проекта планируется ежегодное привлечение не менее трех новых вузов-партнеров. В марте 2022 года уже подписаны соглашение о создании консорциума с Ингушским государственным университетом и Министерством образования и науки Республики Ингушетия, договор о реализации сетевых образовательных программ с Севастопольским государственным университетом. На стадии подписания находятся договоры с Иркутским национальным исследовательским техническим университетом и Марийским государственным университетом. В настоящее время мы ведем переговоры с еще восемью вузами, осуществляющими подготовку специалистов технической направленности.

Взаимодействие с нашими текущими партнерами также будет развиваться дальше. В планах адаптация рабочих программ дисциплин, необходимых для освоения обучающимися в регионах. Кроме того, привлечение студентов сетевых образовательных программ и их коллег к участию в научно-популярных мероприятиях Физтеха способно положительно отразиться на достижении целевого индикатора стратегического развития МФТИ до 2030 г.
— Проект получил поддержку программы «Приоритет 2030». Как это скажется на масштабировании проекта, его росте и влиянии на региональные образовательные центры?

— Программа «Приоритет 2030» направлена на концентрацию ресурсов для увеличения вклада университетов в развитие регионов Российской Федерации. Синергия, достигаемая путем совместной работы МФТИ с вузами-партнерами, колоссальна. Мы не только тиражируем лучший образовательный контент МФТИ, но и помогаем вузам в подготовке инженерных команд для решения конкретных задач, транслируемых экономическими субъектами в регионах.

Уже сейчас в рамках проекта «Таланты в регионы» МФТИ участвует в пяти консорциумах, к которым присоединились не только крупнейшие работодатели субъектов Российской Федерации, но и молодежные центры и образовательные учреждения среднего образования. Так, нашим проектом заинтересовалась одна из крупнейших металлургических и горнодобывающих компаний мира — ЕВРАЗ. На данном этапе обсуждаются основные направления взаимодействия: подготовка студентов по совместным программам МФТИ, СибГИУ и УрФУ в интересах компании, обучение сотрудников.

В числе ключевых преимуществ консорциума участие промышленных и высокотехнологичных предприятий в образовательном процессе. Проект открыт для вузов, школ, лицеев, промышленных и бизнес-партнеров, а также правительств. Запланированы стажировки и трудоустройство выпускников. Также будет внесен вклад в подготовку педагогических кадров вузов.

Таким образом, мы обеспечиваем полный цикл подготовки кадров, создавая условия для поддержки талантливой молодежи со школьной скамьи и до этапа трудоустройства.

Теги публикации :

Добавить комментарий